Опера «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского - это выдающееся произведение русской классической музыки. Сюжет композитору предложила певица Лавровская. Чайковский поначалу отверг это предложение. Однако перечитав «Онегина», он увлекся сюжетом, быстро написал сценарий и с Шиловским написал либретто. Опера была написана за восемь месяцев. Чайковский не стремился все содержание романа перенести в оперу. Он хотел лишь раскрыть драму трех героев – Татьяны, Онегина и Ленского. Он делает акцент на лирико-психологическую сторону и определяет жанр оперы как "Лирические сцены".
Либретто написано П. И. Чайковским и К. С. Шиловским по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина.
Премьера состоялась 29 марта 1879 г. в Москве, в помещении Малого театра, силами учащихся Московской консерватории.

Действующие лица:
Ларина, помещица меццо-сопрано
Татьяна, ее дочь сопрано
Ольга, ее дочь контральто
Филиппьевна, няня меццо-сопрано
Евгений Онегин баритон
Ленский тенор
Князь Гремин бас

Крестьяне, крестьянки, гости на балу, помещики и помещицы, офицеры.
Действие происходит в деревне и в Петербурге в 20-х годах XIX столетия.


Опера начинается с небольшого оркестрового вступления (Интродукции), которое называют темой мечтаний Татьяны о счастье.
Нежная задумчивая мелодия совпадает с представлением о юной девичьей душе, мечтающей о счастье и любви. Но кроме мечтательности, есть в этой музыке и напряжённость, и душевное беспокойство. Интродукция сообщает слушателю, что несмотря на название "Евгений Онегин", основной героиней оперы стала Татьяна. Чайковский даже начал писать оперу со сцены письма и хотел назвать оперу «Татьяна Ларина». Но лишь уважение к Пушкину помешало изменить название. Образ Татьяны Чайковский показывает в движении в развитии. 

Картина первая. Татьяна и Ольга Ларины в саду своей усадьбы поют романс, а их мать и няня вспоминают годы своей молодости.
Дуэт "Слыхали ль вы" - это обычное для того времени музицирование, когда у людей не было иной возможности послушать музыку, кроме той, которую они сами играют или поют. Обучение игре на инструментах и пения было обязательной частью образования. Хотя Татьяна старшая сестра, она поет высоким голосом, сопрано. А Ольга - меццо сопрано. Дело в том, что в опере так принято, у молодой главной героине обязательно голос сопрано.

Приезжает жених Ольги – помещик-сосед Владимир Ленский и Онегин, недавно прибывший из Петербурга молодой дворянин. Татьяна очень взволнована встречей с Онегиным.

В первой картине вокальная партия Татьяны не так обширна. Вторая картина полностью посвящена Татьяне. Центральная сцена картины - "сцена письма", и она состоит из нескольких разделов. В музыке отражено движение внутренней душевной жизни девушки, постепенный расцвет ее большого чувства.
Оркестровое вступление к этой картине основано на мотивах, похожих на вздохи, которые переходит в знакомую из Интродукции мелодию мечтаний Татьяны. Татьяна разговаривает с няней, все ее фразы полны задумчивости и тайной печали. Внезапно в партии Татьяны появляется мелодия полная увлечения и огня, она ширится и растет. Это – будущая тема любви Татьяны. Сцена письма - одна из самых впечатляющих сцен в русской и мировой оперной литературе. Чайковский правдиво и поэтично воплотил в музыке все переходы юной девушки из одного душевного состояния в другое.
Сцена начинается с проведения темы любви оркестром. Вот то чувство, которое заставляет Татьяну писать. Страстно звучит ариозо «Пускай погибну я». Татьяна решилась всё-таки написать письмо Онегину, хотя понимает, что её за это могут осудить. И вот она поёт: «Я к вам пишу». Татьяна как бы беседует со своим любимым, преодолевая тревожное сомнение, приходит к уверенности в своем чувстве. Мечтательно и взволновано звучит раздел "Кто ты, мой ангел ли хранитель?"
В заключении сцены в оркестре ярко, ликующе звучит тема любви. Сцена письма раскрывает глубину и многогранность чувств Татьяны.

Картина третья. Снова действие в саду Лариных. Крепостные девушки с песнями собирают ягоды. Неожиданно приезжает Онегин, Татьяна в смятении: что он ответит на её
письмо? Но Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. Девушка выслушивает нравоучения.
И весь трагизм этой сцены в том, что все чувства Татьяны (волнение, тревога, страстная любовь) разбиваются о холодную сдержанность Онегина. "Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел, то, верно, кроме б вас одной, невесты не искал иной. Но я не создан для блаженства, ему чужда душа моя. Напрасны ваши совершенства, их вовсе не достоин я". "Как больно, и как стыдно.." - тихонько говорит Татьяна. А в это время недалеко от главных героев запевают песню девушки, собирающие ягоды в саду. И эта веселая песня "Девицы-красавицы" еще больше оттеняет горе Татьяны.

Картина четвёртая. Бал в доме Лариных по поводу именин Татьяны. Съехалось много гостей, они танцуют, играют в карты… Звучит вальс, замечательный номер, который стал самостоятельным произведением, его можно услышать на концертах отдельно от оперы. Но провинциальный бал наводят на Онегина скуку. Он решает отомстить Ленскому за то, что тот привез его сюда, и начинает ухаживать за Ольгой. Ленский возмущен поведением друга и легкомыслием невесты и вызывает Онегина на дуэль. Все пытаются примирить друзей, но безуспешно.
Картина пятая. Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина у места дуэли. Здесь звучит элегическая ария Ленского «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни». Её музыка полна печали, тягостных предчувствий, но удивительно мелодична и искренна. Появляется запоздавший Онегин. Противники в нерешительности, вспоминают былую дружбу.
Звучит канон: "Враги..." задумчиво поют по очереди Онегин и Ленский. "Давно ли жажда крови нас друг от друга отвела?" Канон - это когда одна и та же мелодия повторяется в разных голосах с небольшим запозданием. И эта форма очень подходит для дуэта бывших друзей - ведь они одинаково понимают ужас ситуации, ими владеет одинаковое настроение, горе.

Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Выстрел – и Ленский падает, сраженный насмерть.
Картина шестая. Петербург. В богатом особняке собралась знать города. Среди гостей Онегин, недавно возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляются князь Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Новые черты образа Татьяны выступают в этой картине, где она появляется как княгиня Гремина. Композитор нарисовал внешний облик Татьяны, облик прекрасной молодой женщины полной достоинства, нежной и спокойной простоты. Увидев Онегина, в ее душе появляется внезапное смятение, но Татьяна владеет собой и внешне остается спокойной. Князь Гремин говорит, что жена составила счастье его жизни. Он поёт арию "Любви все возрасты покорны". Охваченный внезапной любовью к Татьяне, Онегин решает добиться свидания.
Картина седьмая. У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было ещё возможно. Но прошедшего не восстановить.
Здесь раскрыта вся глубина, вся горечь переживаний Татьяны. В сцене с Онегиным большое значение приобретает музыкальная тема из оркестрового вступления к седьмой картине, раскрывающая всю силу горя Татьяны и характеризующая ее возвышенный нравственный облик. Видя Онегина у своих ног, в душе Татьяны возрождается чувство к нему. Борьба чувства любви с чувством долга правдиво и драматично выражена в напевной величавой теме «Онегин, в вашем сердце есть и гордость и прямая честь».

Онегин остается один, так заканчивается опера.
Музыка оперы П.И. Чайковского не может оставить равнодушным никого. Поэтому партии из оперы вошли в золотой репертуар лучших певцов мира.