Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории.
Симфония имеет классическую 4-х частную структуру.

I часть написана в сонатной форме. Основная тональность - до мажор, белая, как чистый лист, на котором пишется история. Экспозиция - это показ советского народа. Главная партия - спокойная, величественная, уверенная, широкая. Побочная партия дополняет главную партию, она более мягкая, ласковая, напоминает колыбельную.

Вместо разработки в этой части - новый музыкальный материал, который называют «эпизод фашистского нашествия». Начинается он тихо, как бы издалека. Эту угрозу люди пока не воспринимают всерьез. Основная тема звучит примитивно, неловко - фашистские солдаты словно куклы-марионетки, бездумно исполняющие приказы. Но эта примитивная мелодия звучит 11 раз, каждый раз обрастая новыми инструментами, подголосками, звучность нарастает, в музыке становятся слышны боль и стоны. С 8 вариации в музыку вторгается "тема сопротивления", как будто советский народ бросает все силы на борьбу. Реприза, как в любой сонатной форме - это повторение, но разве можно после такого пережитого ужаса остаться неизменным? Главная партия изменилась, как меняется человек, переживший войну.

II часть - скерцо, это образы Ленинграда в мирное время.
III часть - адажио, грусть по погибшим.
IV часть - Финал, она была написана ещё во время войны, и Ленинград был еще в блокаде. Но Шостакович своей музыкой утверждает: советский народ победит! Музыка звучит как настоящий символ светлого будущего.