Одно из самых пронзительных и известных инструментальных произведений, сокровище классической музыки.

Симфония написана в 1788 году, зрелым композитором. Моцарт выбрал для неё минорную тональность, и это сразу даёт понять: эта музыка не для развлечения. В ней нет торжественности, ощущения праздника (в оркестре нет труб и литавр). Симфония рассказывает о глубоких личных переживаниях человека, поэтому неизменно находит отклик в душе каждого слушателя.

Строение симфонии классическое:
1. Allegro molto
2. Andante
3. Menuetto Allegretto
4. Аllegro assai

В первой части нет медленного вступления, как это было в то время модно. Симфония начинается сразу с главной партии, которая известна всему миру (СЫГРАТЬ НА ПИАНИНО ИЛИ НАПЕТЬ).
Мелодия главной партии – трепетно-нежная, немного грустная. Эта тема очень похожа на речь взволнованного жалующегося человека. Мелодию исполняют скрипки, и это придаёт музыке большую певучесть, мягкость, теплоту.
Побочная партия, вопреки традициям, не выступает резким контрастом, но звучит более светло и изящно (благодаря мажору). Всё, что дальше происходит в первой части симфонии, связано с развитием главной партии. И в репризе побочная партия приобретает минорный характер главной. Общее звучание становится мрачным, оно похоже на крушение надежд и безутешность страданий.

Вторая часть, словно затишье после бури, исполняется в неторопливом темпе (andante), спокойно-созерцательного характера. Наступает умиротворение, мелодия становится напевной, контрастов уже нет. Звучание символизирует свет и разум. Общая форма части – вновь сонатная.

Несмотря на название 3-й части – «Менуэт», это совсем не танец. Хоть здесь и трехдольный размер, возникает ощущение энергичного сурового марша. Жесткое настойчивое повторение ритмической фигуры внушает тревогу и страх.

Финальная 4-я часть написана в сонатной форме. Главная партия исполняется в быстром темпе и словно сметает всё на своем пути. Бурный стремительный финал - это развязка всей драматургии.