Симфония № 5 до минор — одно из самых знаменитых и популярных произведений классической музыки. Гофман назвал симфонию «одним из самых значительных произведений эпохи». Сам Бетховен говорил о главном мотиве первой части симфонии: «Так судьба стучится в дверь».

Главным и легко узнаваемым элементом первой части симфонии является мотив (СЫГРАТЬ)

В то время, когда Бетховен писал 5 симфонию, он был в депрессии из-за надвигающейся глухоты, и только творчество остановило его от самоубийства. Из "разговорных тетрадей" остались слова Бетховена: "Судьбе не удастся схватить меня за глотку!" Именно эту идею - противостояние судьбе - воплощает 5 симфония.

Произведение состоит из четырёх частей:
1. Allegro con brio (сонатное allegro, до минор, очень мрачная тональность)
2. Andante con moto (двойные вариации, ля бемоль мажор, усиление конфликта)
3. Scherzo. Allegro (построено на основном Мотиве судьбы, до минор)
4. Allegro (финал, яркий и светлый, преодолевший все преграды и победивший - до мажор)

Анализ первой части:
Симфония начинается дважды повторенной темой судьбы. Главная партия сразу же активно развивается, устремляясь к вершине. Тот же мотив судьбы начинает побочную партию и постоянно напоминает о себе в басах струнной группы. При этом побочная партия совсем другого характера, она певучая и нежная. Заканчивается экспозиция снова темой судьбы, она звучит грозным унисоном у всего оркестра. Разработка - это картина упорной, бескомпромиссной борьбы, которая продолжается в репризе. Борьба продолжается и в коде, и в последующих частях. А закончится она в до мажорном финале.