Это было знаменательное время в общественной и культурной жизни России. Новые веяния проникали всюду – в науке, литературе, живописи, музыке и театре. Лучшие умы России были заняты вопросом о судьбе родного народа.

Расцвет наступает и в русской литературе. В журналах «Современник», «Колокол» публиковались Добролюбов, Герцен. Молодежь зачитывалась стихами Н.А.Некрасова, рассказами Тургенева.

В изобразительном искусстве того времени ярко заявила о себе группа художников, назвавшаяся «передвижники», в целях познакомить как можно больше народа с искусством они организовавшие передвижные выставки. К передвижникам относились Суриков, Репин, Левитан.

В области музыки 60-е годы были также эпохой необыкновенно яркого расцвета. Крупные изменения наблюдаются в самом укладе музыкальной жизни. Если до середины 19 века музыкальная жизнь России была замкнутой, доступной лишь для привилегированной аристократической публики, то теперь она приобретает гораздо более широкий, демократический характер. В 1862 году Антон Рубинштейн организовывает в Петербурге первую русскую консерваторию. В 1866 году его брат Николай Рубинштейн основывает вторую консерваторию – уже в Москве. Также существовала Бесплатная музыкальная школа, открытая Балакиревым в 1962 году, и Русское музыкальное общество. Выдвигается ряд крупнейших деятелей музыкального искусства: П.И.Чайковский, братья Рубинштейны, А.Н.Серов, В.В.Стасов, композиторы «Могучей кучки».

Могучая кучка - это группа композиторов, куда входили: Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910), Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) и
Цезарь Антонович Кюи (1835-1918). Часто «Могучая кучка» называется «Балакиревским кружком», по имени её руководителя М.А.Балакирева.

(Даты жизни композиторов учить не надо, но посмотрите для себя: кто из них старше, кто младше)